Брус Брус каркасный Доска обрезная Доска необрезная Тес обрезной Тес необрезной Горбыль Лафет Бревно оцилиндрованное

ТАЙНЫ ДРЕВЕСНОГО СТВОЛА

Геннадий Федотов
Дерево. Практическое руководство
Главы из книги с описаниями пород

ТАЙНЫ ДРЕВЕСНОГО СТВОЛА (строение, свойства)

ЭТЮДЫ О ДЕРЕВЬЯХ
Береза
Клен
Осина

Груша
Лещина
Рябина

Дуб
Липа
Сосна

Ель
Лиственница
Черемуха

Ива
Можжевельник
Яблоня

Кедр
Ольха
Ясень


СОЛНЕЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (сушка)
ТАЙНЫ ДРЕВЕСНОГО СТВОЛА

Вблизи хорошо знакомое дерево можно узнать по цветам, листьям, хвое, плодам. Но это только летом, а как же быть зимой, ранней весной и поздней осенью?

И в эти времена года, оказывается, не так уж трудно узнать дерево по характерному расположению почек, их величине и форме, по сережкам, стволу и ветвям. «Каково дерево, таковы и сучья», — говорится в народной пословице. У каждого дерева свои неповторимые формы, цвет и фактура сучьев. Они могут быть прямыми или изогнутыми, гладкими или узловатыми, с блестящей или матовой, коричневой, зеленой или серой корой.

Вершина ствола дерева вместе с сучьями образует крону. А у некоторых деревьев крона начинается чуть ли не от самой земли. При рассматривании дерева на большом расстоянии, особенно на светлом фоне снега или вечернего неба, сучья и ветки кроны сливаются в единое пятно, образуя характерный неповторимый силуэт. Силуэт кроны ели напоминает конус, и его никогда не спутаешь с силуэтом кроны кедра, имеющего яйцевидную форму. Если крона кедра и ели начинается низко над землей, то у взрослой сосны она расположена ближе к вершине. У лиственных деревьев крона становится более выразительной после появления листвы, но и зимой по кроне легко узнать любое дерево. У березы вытянутая крона, а каскад ниспадающих тонких ветвей позволяет узнать ее даже на большом расстоянии. У ивы тоже тонкие ветки свисают подобно гирляндам, но крона у нее раскидистая.

Крона — это одна из трех основных частей дерева, выполняющая при его жизни определенные функции. Листья или хвоя кроны усваивают углерод из воздуха, образуя на солнце органические вещества, идущие на построение растительного организма дерева.

Другая часть дерева — корни. Их можно сравнить с фундаментом и сваями, которые удерживают ствол дерева в вертикальном положении. У дуба корни-сваи уходят глубоко в землю. Поэтому выкорчевать дубовый пень не так-то легко, даже и бураны часто бывают бессильны перед дубом. У других деревьев, таких, как ель, нет корней-свай, но хорошо развиты мощные горизонтальные корни, расположенные почти у самой поверхности. И если ель стоит где-нибудь близ опушки или на поляне, не защищенная другими деревьями, то ей не так-то легко выдержать порывы сильного ветра. Оттого так часто в лесу на открытых местах можно встретить вывороченные с корнем ели-выворотни. Но корни служат дереву не только фундаментом. Подземные труженики снабжают дерево водой и минеральными солями. Корни дуба добывают влагу глубоко под землей — им не страшна засуха. А корни ели берут только то, что находится в верхнем слое почвы.

Третья часть дерева — ствол. Он удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ, поступающих из корней (восходящие токи) и поступающих из листвы (нисходящие токи). В стволе хранятся запасы питательных веществ. Форма ствола зависит не только от породы дерева, но и от условий произрастания. Например, у сосны, выросшей в лесу, ствол прямой и длинный, а на юру, открытом месте, — короткий, толстый и искривленный.

Если взвесить отдельно все части дерева, то окажется, что от общей биомассы на долю веток, составляющих крону, приходится примерно 12%, на долю пня с корнем — 15%, а на долю ствола — 73%.



Старинные и современные названия: 1,2,3 — рассохи; 4, 5,6 — ствол (стрела, щегла); 7 — комель; 8 — пень; 9 — корень.

Ствол — самая ценная часть дерева. Толщина ствола неодинакова в разных его частях. Каким бы толстым ни был ствол дерева у корня, на вершине он всегда становится тонким прутиком. Схематически ствол можно представить как конус. Не сговариваясь, так рисуют ствол дерева все дошкольники. Уменьшение диаметра ствола от корня к вершине принято называть сбежистостью. У хвойных деревьев сбежи-стость всегда бывает меньше, чем у лиственных. Меньше сбежистость и деревьев, растущих в лесу, в сравнении с деревьями, выросшими на свободе. Но даже у ствола одного дерева на разной высоте сбежистость неодинаковая — чем ближе к вершине, тем она больше. Слишком большая сбежистость у лесозаготовителей и деревообработчиков считается пороком. Ведь при пилении досок из кряжей с большой сбежистостью очень много древесины идет в отход. В деревянном строительстве обычно стены рубят из стволов хвойных деревьев, у которых довольно незначительная сбежистость. Но ее обязательно учитывают плотники при возведении бревенчатых строений. Ведь если бревна в срубе все время укладывать вершинной частью в одну сторону, то последний венец, на котором укрепляют стропила, не будет горизонтальным, а весь дом окажется перекошенным. Чтобы этого не случилось, каждое бревно следующего венца плотники кладут вершиной к противоположному углу сруба. Такой способ укладывания бревен вынужденный, но благодаря ему сруб становится более прочным и сбитым.

Поваленное дерево с отрубленными сучками и отпиленной вершиной лесорубы называют хлыстом. Хлыст полностью состоит из деловой древесины, которая идет прежде всего на механическую обработку. Современные лесозаготовители распиливают хлыст на три бревна: комлевое, срединное и вершинное. Наиболее ценная древесина в срединной и комлевой частях ствола. Комлевые бревна распиливают на кряжи, которые идут на выработку материалов специального назначения: палубных, авиационных, резонансных и ружейных кряжей. Палубные кряжи длиной от 3 до 6 м пилят только из стволов хвойных деревьев. Они идут на изготовление открытых и закрытых палуб на судах. Такая древесина должна быть очень прочной и не бояться постоянного воздействия влаги.

Ружейные кряжи, выпиленные из комлевой части березы и бука, идут на заготовки деревянных частей ружья: ложа, ствольных накладок прикладов и цевья. Слегка свилеватая древесина нижней части ствола этих деревьев отличается высокой прочностью и не поддается растрескиванию. Поэтому кряжи для топорищ и деталей музыкальных инструментов древо-делы выпиливали именно из этой части ствола.

Любое изделие из древесины изготавливается с учетом ее физико-механических свойств, которые зависят от породы дерева. Это относится и к изделиям, постоянно встречающимся в быту. Спички делают исключительно из мягкой и колкой древесины тополя и осины, катушки — из березы, паркет — из древесины твердых пород, например дуба и ясеня, а карандаши — из кедра и можжевельника.

Порой даже в самом простом изделии необходимо было применить несколько пород дерева. Об одном таком изделии в старинной русской загадке говорится: «Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый». Нетрудно догадаться, что речь идет об обычном бочонке. Стенки и донышки бочонка делались из дуба по той причине, что древесина дуба очень прочная и отлично противостоит гнилостным микробам. У вяза древесина гибкая, вязкая и в то же время прочная — лучшей древесины для обручей не сыщешь. А древесина липы мягкая, вязкая и однородная — пробка из липы прочно и надежно закрывает отверстие в бочонке.

Где бы ни применялась древесина, мастера всегда должны учитывать ее физико-механические свойства. Только тогда скрипка будет иметь чистый и красивый звук, рубленая изба проживет не один десяток лет, долго не сотрется паркетный пол, мебель будет радовать красотой текстурного рисунка, не сломаются на ухабах лыжи...



Схема разделки древесного ствола.

Цвет, блеск, текстура, плотность и объемный вес, влажность, растрескивание, звукопроводность, электропроводность и коррозийная стойкость — все это физические свойства древесины. К механическим относятся: прочность, упругость, пластичность, хрупкость, вязкость, твердость, раскалываемость и износостойкость, а также способность древесины удерживать металлические крепления. Из множества известных древесных пород мастер выбирает ту, свойства которой больше отвечают назначению изделия.

Но прежде необходимо определить породу древесины. Вы уже знаете, что по листьям, хвое, коре, стволу, веткам, почкам, цветам и плодам довольно просто определить породу растущего дерева. Но чаще всего в руки мастера попадает древесина в виде окоренных кряжей, брусков, досок и других пиломатериалов. Как же в таких случаях определить, к какой породе относится древесина?

Ответ на этот вопрос можно дать уже после изучения видимого невооруженным глазом строения древесины — макроструктуры. Поскольку древесина имеет волокнисто-слоистое строение, ее изучают на трех основных разрезах: торцовом, или поперечном, тангентальном (или тангенциальном) и радиальном. Распиливая бревно поперек волокон, получают торцовый разрез, а раскалывая вдоль волокон — продольные разрезы: тангентальный и радиальный. Радиальный разрез можно получить только в том случае, если он проходит строго через сердцевину. Остальные же продольные разрезы, идущие параллельно сердцевине на любом расстоянии, будут называться тангенталь ными. Все доски, получаемые на пилораме, имеют тангентальные разрезы, за исключением двух досок, выпиленных из середины бревна, поэтому в практике тангентальные разрезы иногда называют досковыми.



Строение древесного ствола:

1 — пробковый слой, 2— камбий, 3 — годовые кольца, 4 — сердцевина, 5— сердцевинные лучи, 6— лубяной слой.

Основные разрезы ствола:

А - торцовый, или поперечный; Б — радиальный; В — тангентальный.

Очень важным разрезом при определении древесины является торцовый. На нем видны сразу все основные части древесного ствола: сердцевина, древесина и кора. Для определения породы древесины на практике достаточно изучить макроструктуру небольшого куска дерева, который отпиливают от доски бруска или кряжа. Ориентируясь на годичные кольца, делают тангентальный и радиальный срезы. Все срезы тщательно отшлифовываются вначале крупнозернистой, а потом мелкозернистой наждачной бумагой. Необходимо также иметь под рукой лупу с пятидесятикратным увеличением, баночку с чистой водой и кисть.

В середине ствола многих деревьев хорошо видна сердцевина. Она состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева до самой вершины, каждую его ветку. У лиственных деревьев диаметр сердцевины чаще бывает больше, чем у хвойных. Очень большая сердцевина у бузины. Удалив сердцевину, можно довольно легко получить деревянную трубочку. Такие трубочки исстари шли у народных музыкантов на изготовление различных духовых инструментов: жалеек, свирелей и дудок. У большинства деревьев сердцевина на торцовом разрезе круглая, но есть породы с иной формой сердцевины. Сердцевина ольхи на торце напоминает форму треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сердцевина дуба напоминает пятиконечную звезду.

На торце вокруг сердцевины концентрическими кольцами расположены годичные, или годовые, слои древесины. На радиальном разрезе годичные слои видны в виде параллельных полос, а на тангентальном — в виде извилистых линий. Каждый год дерево словно рубашку надевает новый слой древесины, а за счет этого ствол и ветки становятся толще.

Между древесиной и корой расположен тонкий слой живых клеток, называемый камбием. Большая часть клеток идет на строительство нового годичного слоя древесины и совсем незначительная часть — на образование коры. Кора состоит из двух слоев — пробкового и лубяного. Расположенный снаружи пробковый слой защищает древесину ствола от свирепых морозов, знойных солнечных лучей и механических повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с выработанными в листьях органическими веществами по стволу вниз. В волокнах дуба происходит нисходящее сокодвижение.

Кора деревьев очень разнообразна по цвету (белая, серая, коричневая, зеленая, черная, красная) и по фактуре (гладкая, пластинчатая, трещиноватая и т.д.). Многообразно ее применение. Кора ивы и дуба содержит много дубильных веществ, используемых в медицине, а также в красильном деле и при выделке кожи. Из коры пробкового дуба вырезают пробки для посуды, а отходы служат заполнителем морских спасательных поясов. Хорошо развитый лубяной слой липы идет на плетение различных хозяйственных вещей.

Весной и ранним летом, когда в почве много влаги, древесина годичного слоя нарастает очень быстро, но ближе к осени рост ее замедляется и, наконец, зимой прекращается совсем. Это отражается на внешнем виде и на механических свойствах древесины годичного слоя: выросшая ранней весной бывает обычно более светлой и рыхлой, а поздней осенью — темной и плотной.

Если погода благоприятствует, то вырастает широкое годичное кольцо, а в суровое холодное лето образуются настолько узкие кольца, что их порой едва можно различить невооруженным глазом. У одних деревьев годичные кольца хорошо различимы, а у других они едва заметны. Но, как правило, у молодых деревьев годичные кольца шире, чем у старых. Даже один и тот же ствол дерева в различных участках имеет различную ширину годичных колец. В комлевой части дерева годичные слои уже, чем в середине или в вершинной части. Ширина годичных слоев зависит от места произрастания дерева. Например, годичные слои сосны, растущей в северных районах, уже годичных слоев южной сосны.

От ширины годичных колец зависят не только внешний вид древесины, но и механические свойства. Лучшей древесиной хвойных деревьев считается та, у которой более узкие годичные слои. Сосна с узкими годичными слоями и буровато-красной древесиной называется у мастеров рудовой и ценится очень высоко. Древесина сосны с широкими годичными слоями называется мяндовой. Прочность ее намного ниже рудовой.

Обратное явление наблюдается у древесины таких деревьев, как дуб и ясень. У них более прочной бывает древесина, имеющая широкие годичные слои. А у таких деревьев, как липа, осина, береза, клен и другие, ширина годичных колец не влияет на механические свойства их древесины.



Типы сложения древесных пород:

1— хвойные (сосна, ель, лиственница и др.);

2 — лиственные кольцесосудистые (дуб, вяз, ясень и др.);

3 — лиственные рассеяннососудистые(береза, осина, липа и др.).

У многих деревьев на торце годичные слои представляют собой более или менее правильные окружности, но есть породы, у которых годичные слои образуют на торце волнистые замкнутые линии. К таким породам относится можжевельник: волнистость годовых колец для него — закономерность. Есть деревья, у которых годичные слои стали волнистыми из-за ненормальных условий роста. Волнистость годичных слоев в комлевой части клена и вяза повышает декоративность текстуры древесины.

Если внимательно рассмотреть торцовый разрез лиственных деревьев, то можно различить бесчисленные светлые или темные точки — это сосуды. У дуба, ясеня и вяза крупные сосуды расположены в районе ранней древесины в два-три ряда, образуя в каждом годичном слое хорошо различимые темные кольца. Поэтому эти деревья принято называть коль-цесосудистыми. Как правило, кольце сосудистые деревья имеют тяжелую и прочную древесину.

У березы, осины и липы сосуды очень мелкие, едва различимые невооруженным глазом. Внутри годичного слоя сосуды распределены равномерно. Такие породы называют рассеяннососудистыми. У коль-цесосудистых пород древесина бывает средней твердости и твердой, у рассеяннососудистых может быть разная. Например, у клена, яблони и березы она твердая, а у липы, осины и ольхи — мягкая.

Из корня по сосудам вверх к почкам и листьям подается вода с минеральными солями, происходит восходящее сокодвижение. Перерезая ранней весной сосуды древесины, заготовители собирают березовый сок — пасоку. Таким образом заготовляют сок сахарного клена, идущий на выработку сахара. Есть деревья с горьким соком, например осина.

Одновременно с приростом нового годичного слоя внутри ствола происходит постепенное отмирание более ранних годичных слоев, находящихся ближе к сердцевине. У некоторых деревьев отмершая внутри ствола древесина окрашивается в другой цвет, обычно более темный, чем вся остальная древесина. Отмершую древесину внутри ствола принято называть ядром, а породы, в которых оно образуется, — ядровыми.

Слой живой древесины, расположенный вокруг ядра, называют заболонью. Древесина заболони более насыщена влагой и менее прочна, чем выдержанная древесина ядра. Древесина ядра мало растрескивается, более устойчива к поражению различными грибками. Поэтому ядровая древесина ценилась всегда больше, чем заболонь. Насыщенная влагой древесина заболони при высыхании сильно растрескивается, разрывая заодно и ядро. Заготавливая небольшое количество древесины, некоторые мастера предпочитают сразу же перед сушкой стесывать с кряжа слой заболони. Без заболони ядровая древесина высыхает более равномерно. К ядровым породам относятся: сосна, кедр, лиственница, можжевельник, дуб, ясень, яблоня и другие.

У другой группы деревьев древесина в центральной части ствола почти полностью отмирает, но не отличается от заболони по цвету. Такую древесину называют спелой, а породу спелодревесной. Спелая древесина содержит меньше влаги, чем живая древесина, — ведь восходящее сокодвижение происходит только в слое живой древесины. К спелодревесным породам относятся ель и осина.

К третьей группе относят деревья, древесина которых в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони. Древесина всего ствола полностью состоит из заболонных живых тканей, по которым происходит восходящее сокодвижение. Такие древесные породы называются заболонными. К заболонным породам относятся береза, липа, клен, груша и другие.

Быть может, вы обращали внимание на то, что в березовой поленнице иногда попадаются поленца с бурым пятном в середине, очень похожим на ядро. Вы теперь знаете, что береза — безъядровая порода. Откуда же у нее появилось ядро? Дело в том, что это ядро не настоящее, а ложное. Ложное ядро в столярных изделиях портит внешний вид, его древесина имеет пониженную прочность. Отличить ложное ядро от настоящего не так уж трудно. Если у настоящего ядра граница между ним и заболонью идет строго по годичному слою, то у ложного она может пересекать годичные слои. Само же ложное ядро приобретает порой самую разнообразную окраску и причудливые очертания, напоминающие то звезду, то венчик экзотического цветка. Ложное ядро образуется только у лиственных деревьев, таких, как береза, клен и ольха, а у хвойных его не бывает.

На торцовой поверхности древесного ствола у некоторых пород деревьев отчетливо видны светлые блестящие полоски, идущие веерообразно от сердцевины к коре, — это сердцевинные лучи. Они проводят в стволе воду в горизонтальном направлении, а также запасают питательные вещества. Сердцевинные лучи более плотные, чем окружающая их древесина, и после смачивания водой становятся хорошо заметными. На радиальном разрезе лучи видны в виде блестящих полосок, черточек и пятен, на тангентальном — в виде черточек и чечевичек. У всех хвойных деревьев, а также у лиственных — березы, осины, груши и других — сердцевинные лучи настолько узки, что почти не заметны вооруженным глазом. У дуба и бука, наоборот, лучи широкие и хорошо видны на всех разрезах. У ольхи и лещины (лесного орешника) часть лучей кажутся широкими, но если посмотреть на один из них через лупу, то нетрудно обнаружить, что это вовсе не широкий луч, а пучок очень длинных тонких лучей, собранных вместе. Такие лучи принято называть ложноширокими лучами.

На древесине березы, рябины, клена и ольхи часто можно видеть коричневые пятнышки, разбросанные хаотично, — это так называемые сердцевинные повторения. Это заросшие ходы насекомых. На продольных срезах сердцевины повторения видны в виде штрихов и бесформенных пятен коричневого или бурого цвета, резко отличающихся от цвета окружающей древесины.

Если на торцовом срезе древесину хвойных пород смочить чистой водой, то у некоторых из них появятся светлые пятнышки, расположенные в поздней части годичных колец. Это смоляные ходы. На радиальном и тангентальном разрезах они видны в виде светлых черточек. Смоляные ходы есть у сосны, ели, лиственницы и кедра, но отсутствуют у можжевельника и пихты. У сосны смоляные ходы крупные и многочисленные, у лиственницы — мелкие, у кедра — крупные, но редкие.

Вы не раз, наверное, замечали на стволах хвойных деревьев, имеющих повреждения, наплывы прозрачной смолы — живицы. Живица — ценное сырье, находящее разнообразное применение в промышленности и в быту. Чтобы собрать живицу, заготовители намеренно перерезают смоляные ходы хвойных деревьев.

Древесина некоторых широко распространенных лиственных деревьев средней полосы лишена яркости окраски и броского текстурного рисунка, которые встречаются у экзотических деревьев, привозимых из южных стран. Она под стать среднерусской природе — цвета ее приглушенны, незатейлив и сдержан текстурный рисунок. Но чем больше всматриваешься в древесину наших деревьев, тем больше тончайших цветовых оттенков начинаешь различать в ней. При беглом взгляде на древесину березы, осины и липы может показаться, что у всех этих деревьев одинаковая белая древесина. Но, внимательно приглядевшись, нетрудно обнаружить, что у березы древесина имеет легкий розоватый оттенок, у осины — желтовато-эеленый, а у липы — желтовато-оранжевый. И конечно же, не только за отличные механические свойства любимым и традиционным материалом у русских резчиков стала липа. Теплый и мягкий цвет ее древесины придает фигуркам и другим резным изделиям необыкновенную живость.

У большинства хвойных деревьев текстурный рисунок выражен очень четко. Это объясняется контрастной окраской поздней и ранней частей древесины в каждом годичном слое. Благодаря крупным сосудам, расположенным вдоль годичных слоев и хорошо видимым невооруженным глазом, красивый текстурный рисунок имеют лиственные деревья — дуб и ясень.

Каждая древесная порода имеет свой запах. У одних запах сильный и стойкий, а у других слабый, едва уловимый. У сосны и у некоторых других древесных растений запах сердцевины очень стойкий и может сохраняться долгие годы. Очень стойкие и своеобразные запахи у древесины дуба, вишни и кедра.

У деревьев средней полосы мягкую податливую древесину имеют липа, осина, ольха, ива, ель, сосна, кедр и другие. Твердая древесина у березы, дуба, ясеня, клена, лиственницы; такие, как самшит, фисташка, дзельква и кизил, растут только в южных областях нашей страны. Чем тверже древесина, тем быстрее затупляются и ломаются режущие инструменты. Если плотник рубит постройку из лиственницы, то ему приходится затачивать топор гораздо чаще, чем при работе с елью или сосной, чаще разводить и затачивать пилу. Работая с твердой древесиной, резчик по дереву встречается с теми же трудностями. Затачивая инструменты, он учитывает твердость древесины и делает угол заточки менее острым. Работа с твердой древесиной отнимает больше времени, чем с мягкой. Но мастеров всегда привлекала возможность наносить на твердой древесине тончайшие порезки, ее красивый глубокий цвет и повышенная прочность. Об этом хорошо знали народные мастера. Там, где требовалась особая прочность, отдельные детали делали из твердой древесины.

В сенокосную пору крестьянину не обойтись без деревянных граблей. Грабли должны быть легкими, поэтому черенок для них делали из сосны, ели или из ивовой рогульки. От колодки и зубьев требовалась прочность. На них шла в основном древесина березы, груши и яблони. Взгляните на старые ступени крыльца, половицы или настилы переходных железнодорожных мостов, усеянных многочисленными сучками. Кажется, что сучки вылезли из досок. Но это не так: сучки остались на месте, но стерлась окружавшая их древесина. Такой стойкостью к стиранию сучки обязаны не только смолистостью, но и особому положению в доске. Ведь каждый сучок обращен наружу торцом. А с торца, как известно, у древесины повышенная прочность и меньшая стираемость. Поэтому особо прочные деревянные мостовые исстари дорожных дел мастера выкладывали из торцовых шашек.

Есть у древесины свойство, которого нет у других природных материалов. Это раскалываемость, или расщепляемость. При раскалывании древесина не режется, а расщепляется вдоль волокон. Поэтому расколоть бревно можно даже деревянным клином. Хорошо раскалывается прямослойная упругая древесина хвойных пород сосны, кедра и лиственницы. Среди лиственных деревьев легко раскалываются дуб, осина и липа. Дуб хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Раскалываемость зависит от состояния древесины. Слегка увлажненная или свежесруб-ленная древесина раскалывается лучше, чем пересохшая. Но слишком увлажненная, мокрая древесина раскалывается с трудом, так как становится слишком вязкой. Если вам приходилось рубить дрова, то вы, вероятно, замечали, как легко и споро колется мерзлая древесина.

Раскалываемость древесины имеет практическое значение. Раскалыванием древесины получают заготовки спичек, клепки для бондарной посуды, в обозном деле — заготовки для спиц и ободов, в строительстве — кровельную щепу, гонт и штукатурную дрань. Из тонких полос расщепленной сосны крестьянские умельцы плели корзины для грибов и белья, а между делом мастерили для ребятишек из щепы забавные фигурки оленей и коньков.

Если лучинку из сухого дерева согнуть в дугу, а затем отпустить, она мгновенно распрямится. Древесина — упругий материал. Но ее упругость во многом зависит от породы дерева, строения и влажности. Тяжелая и плотная древесина с высокой твердостью всегда более упруга, чем легкая и мягкая. Выбирая ветку для удилища, вы стараетесь подбирать такую, которая была бы не только прямой, тонкой и длинной, но и упругой. Вряд ли найдется такой рыболов, который пожелает сделать удилище из ветки ломкой бузины или крушины, а не из гибкой и упругой ветки рябины или орешника. Американские индейцы предпочитали делать удилища из упругих веток кедра.

Трудно себе представить историю человечества без древнего оружия — лука. А ведь изобретение лука было бы невозможно, если бы у дерева отсутствовала упругость. Для лука требовалась очень прочная и упругая древесина, и чаще всего его делали из ясеня и дуба. Благодаря все той же упругости древесина применяется там, где нужно смягчить отдачу. С этой целью под наковальню подкладывали массивную деревянную колоду, из дерева делали рукоятку молота. Прошло не одно столетие со времени изобретения огнестрельного оружия. Ушли в прошлое кремневые ружья и винтовки, оружие стало совершенным, но по-прежнему деревянными остались приклад и некоторые другие части. Где найдешь такой материал, который бы так надежно гасил отдачу при выстреле?

Давно замечено, что прямослойная древесина более упругая, чем свилеватая. Даже древесина одного дерева в разных частях имеет различную упругость. Например, зрелая древесина ядра, расположенная ближе к сердцевине, более упруга, чем молодая, расположенная ближе к коре. Но если древесину намочить или распарить, то упругость ее резко понизится. Согнутая полоска древесины после высыхания сохраняет полученную форму. Чем влажнее дерево, тем выше его пластичность и ниже упругость. Пластичность противоположна упругости. Большое значение пластичность имеет в производстве гнутой и плетеной мебели, спортивного инвентаря, в корзиноплетении, обозном и бондарном деле. Высокую пластичность после вываривания в воде или пропарки приобретают вяз, ясень, дуб, клен, черемуха, рябина, липа, ива, осина и береза. На изготовление гнутой мебели идут заготовки из клена, ясеня, вяза и дуба и плетеной — из ивы и орешника. Из березы, вяза, черемухи, клена и рябины гнут упряжные дуги. Дуги из этих деревьев получаются очень прочными, но если нужно, чтобы они были полегче, в дело идут ива и осина. Древесина хвойных деревьев имеет низкую пластичность, поэтому ее почти не применяют для гнутых или плетеных изделий. Исключение составляет сосна, тонкая щепа которой идет на плетение кузовков и лукошек, а также корни сосны, ели, кедра и лиственницы, идущие на плетение корневушек.

Насыщенная влагой древесина разбухает, увеличиваясь в объеме. Во многих изделиях из дерева разбухание — отрицательное явление. Например, разбухший ящик письменного стола почти невозможно задвинуть или выдвинуть. С трудом закрываются после дождя створки открытого окна. Чтобы древесина не разбухала, деревянные изделия чаще всего покрывают защитным слоем краски или лака. С разбуханием древесины мастера постоянно ведут борьбу. Но для бондарной посуды это свойство оказалось положительным. Ведь при разбухании клепок — дощечек, из которых набирают бондарную посуду, щели между ними исчезают — посуда становится водонепроницаемой. Раньше, когда зимой суда становились на ремонт, их деревянную обшивку по традиции конопатили льняной или конопляной паклей. Прежде всего расходилось очень много ценного сырья, к тому же в сильные морозы пакля становилась хрупкой и работать с ней было очень трудно. Вот тут-то на выручку пришла так называемая древесная шерсть — очень тонкие стружки. Древесной шерсти нипочем морозы, она легко заполняет все щели обшивки. А когда судно спустят на воду, древесная шерсть разбухает и плотно закупоривает самые мельчайшие щели в обшивке.
ЭТЮДЫ О ДЕРЕВЬЯХ
Сосна



Высокое могучее дерево с корой, отливающей красной медью, можно встретить почти на всех широтах нашей страны. Из двенадцати видов сосен, произрастающих у нас, наиболее распространена сосна обыкновенная. Песчаную и болотистую почву, жаркий и холодный климат принимает сосна с редким для других деревьев благодушием. Но только любит она свет и плохо переносит затемнение. В чаще, где деревья растут плотно, тянутся их кроны ввысь к солнцу, стараясь подставить под его лучи каждую веточку. А вслед за кронами тянутся ввысь стволы, круглые и прямые, как точеные колонны. Чащи из вековых сосен образуют леса, получившие название корабельных, оттого что когда-то в старину шли стволы могучих сосен на мачты и другие части деревянных кораблей.

У сосны мутовчатое расположение веток. Обычно четыре-пять веток веерообразно расходятся во все стороны, располагаясь на одном уровне вокруг ствола. Этаж за этажом поднимаются мутовки до самой вершины. Каждый год на вершине сосны образуется новая мутовка. По мутовкам можно приблизительно определить возраст сосны: сколько мутовок — столько лет сосне. Но определить возраст таким образом можно только у молодых сосенок. У старых сосен мутовки снизу отмирают и зарастают, не оставляя никаких следов на стволе.

Мутовчатое расположение веток у сосны надоумило крестьян вырезать множество нужных в крестьянском быту предметов. В крестьянских избах и сейчас, где-нибудь у русской печи, можно увидеть отполированную мозолями палку с рогульками на одном конце. Это и есть сосновая мутовка, незаменимое орудие кухонного труда, если нужно взбить масло, быстро растолочь в чугунке отварную картошку или замесить в квашне тесто.

В сухие солнечные дни, уже в апреле, можно слышать в сосновом лесу легкое, едва уловимое пощелкивание. Поднимешь голову и сразу заметишь на светлом фоне неба множество серых трепещущих точек. Это летят, вращаясь в воздухе, крылатые семена сосны. На ветру и солнце шишки подсохли и теперь раскрываются, освобождая созревшие семена из зимнего плена. Белки, дятлы и клесты — большие охотники до сосновых семян.

Люди заготавливают семена сосны в зимнее время, с декабря по апрель, пока шишки не успели раскрыться. Потом их высушивают в специальных сушилках и извлекают из них семена. Но и пустые шишки не пропадают зря. Сосновые шишки — лучшее топливо для знаменитых русских самоваров, они прекрасно горят и долго держат жар. Любители поделок из природных материалов используют шишки для изготовления различных забавных фигурок. Оказавшись в теплом и сухом помещении, шишки, принесенные из леса, через какое-то время неминуемо раскроются. Чтобы сохранить часть шишек нераскрывшимися, их окунают в жидкий столярный клей.

Применяют для поделок и сосновую смолу, которая образуется на комлевой части ствола. В нижней части ствола кора у сосны толстая, изрыта глубокими трещинами. Сверху она темно-бурая с сизо-сиреневатым налетом, а на разрезе коричневая, со светлыми прослойками. Сосновая кора очень легкая, плотная и хорошо режется. Известно, что новгородцы изготовляли из нее еще в древности поплавки для сетей. Да и сейчас, если у рыболова нет под рукой фабричного поплавка, он вырезает подчас его из куска сосновой коры.

Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни — все это, так же, как и стволовая древесина, ценное сырье для различных производств. Хвоя сосны содержит множество полезных веществ, оттого ее издавна применяли в народной медицине для приготовления лечебных настоек и отваров. На современных промышленных предприятиях из хвои извлекают эфирные масла, применяемые в парфюмерии и медицине, производят хвойно-витаминную муку, используемую для подкормки животных.

Из тонких и длинных, похожих на веревки корней деревенские умельцы плели различные сосуды, именуемые корневушками. Перед плетением корни промывали, очищали от коры и расщепляли надвое. Необыкновенная гибкость корней давала возможность выплетать посуду очень сложной формы, с фактурой, напоминающей ткань. Мастера плели корне-вушки настолько плотно, что в плетеной посуде крестьяне хранили соль, песок и крахмал.

Поврежденная сосна выделяет смолу, которая защищает растение от проникновения в древесные волокна вредных организмов. Оттого и названа эта смола живицей, что заживляет, бальзамирует раны дерева. И видимо, подметив это свойство смолы, садовники стали врачевать ею раны плодовых деревьев, изготовляя из нее пластырь с добавлением деревянного (оливкового) масла и воска. Кстати, бальзам, которым древние египтяне пропитывали мумии, сохранившиеся до наших дней и пережившие тысячелетия, включает в свой состав также сосновую смолу.

А кто не знает чудесный минерал янтарь. Янтарь — это тоже сосновая смола, только миллионы лет пролежавшая в земле. В некоторых кусочках янтаря встречаются насекомые, сделавшие когда-то опрометчивый шаг, присев на вытекающую из сосны живицу. И теперь ученые имеют возможность изучать насекомых, живших на земле миллионы лет назад. У янтаря богатая цветовая гамма — от золотисто-желтого и красного до сине-зеленого и почти черного цвета. Из янтаря делают не только украшения: перстни, броши, ожерелья, браслеты, но и декоративную скульптуру и мозаичные панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе под Петербургом, в которой все, начиная от небольшой вещицы и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.

Живица — ценное сырье для химической промышленности. Как же заготавливают живицу? В специально отведенных для этой цели лесах заготовители живицы — вздымщики — наносят два ряда наклонных надрезов, называемых подновами. Смола по подновам стекает в приемник — небольшой сосуд, укрепленный внизу. Если надрезы-подновы время от времени подновлять, то живица будет течь все лето. За лето от одного дерева получают до двух килограммов живицы.

На канифольно-терпентинных предприятиях живицу очищают от сора и перегоняют с паром. Летучая часть живицы при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса — канифоль. Канифоль применяют для производства бумаги, получения мыла и приготовления лака и краски. Она необходима в судостроении, кожевенной и резиновой промышленности, а также для производства сургуча и линолеума. Не смогли бы играть без канифоли скрипка, виолончель и другие смычковые инструменты.

Другая составная часть живицы — скипидар — применяется как растворитель для красок и лаков, каучука и различных смол. Из него вырабатывают синтетическую камфору. В текстильном производстве скипидаром протравливают ситцевые ткани перед нанесением на них рисунка, разводят краски.

Большую ценность представляет древесина сосны. Умеренно крепкая, легкая и мягкая, усыхающая древесина всегда находила самое широкое применение.

Сосна — ядровая порода. У только что срубленного дерева ядро слегка розоватое, но по мере высыхания древесины оно темнеет и постепенно приобретает буро-красный оттенок. В красно-коричневый цвет окрашено ядро у сучьев. Заболонь у сосны широкая, с желтоватым или светло-розовым оттенком. Сердцевинные лучи трудно различимы на торцовом разрезе даже через увеличительное стекло. Но они хорошо видны в виде золотистых блестящих пятнышек на радиальном сколе. Раскалывается сосна хорошо не только в радиальном, но и в тангентальном направлении. Способность сосны хорошо раскалываться используется при изготовлении драни, теса и бондарных клепок. Расщепляя сосновые заготовки вдоль волокон, народные мастера создавали изумительные по красоте щепные игрушки. Тонкие полоски щепы шли и на плетение корзин и коробов. Видимые на поверхности древесины сердцевинные лучи придавали изделиям неповторимый мерцающий блеск.

У сосны, как и у большинства хвойных пород, отчетливо видны годичные слои. Каждый слой состоит из двух частей. Светлая и широкая часть образуется весной и в начале лета, а узкая и более темная — в конце лета и осенью. Ранняя и поздняя части годичного слоя отличаются не только цветом. Ранняя часть более рыхлая и мягкая, а поздняя более плотная, твердая и смолистая. Учитывая эти свойства, мастера нашли способы усиливать декоративность древесины сосны и других хвойных пород. Слегка обжигая поверхность древесины паяльной или газовой горелкой, получают как бы негативный рисунок текстуры за счет того, что рыхлые ранние слои, обжигаясь быстрее, становятся более темными, чем поздние. После более продолжительного обжига и последующей обработки металлическими щетками поверхность дерева приобретает рельефную фактуру.

На хорошо отшлифованном торце сосны, особенно в темной, поздней, части годичного кольца, через лупу легко рассмотреть смоляные ходы в виде светлых пятнышек. На продольных разрезах они образуют темные черточки. Поздняя часть годичного слоя содержит больше смолы, чем ранняя. От ширины годичных слоев зависят многие свойства древесины. Широкослойная древесина — мягкая, светлая и легкая, а узкослойная — плотная, твердая, темная и тяжелая. Мастера называют широкослойную древесину мяндовой, а мелкослойную — рудовой, за красно-бурый цвет. Наибольшую ценность представляет рудовая древесина с умеренной смолистостью.

В южных областях России, в зависимости от степеней смолистости, различали два сорта сосны — смолку и сухощепку, или дутицу. Смолкой называли сильно засмоленную сосну, а сухощепкой ту, которая содержала минимальное количество смолы. Сплавщики леса хорошо знали, что сухощепку можно сплавлять, а смолку нельзя, — если не сразу, то где-нибудь по пути потонет. Тяжела смолка, не держит ее вода, но зато крепка и долговечна: затонувшее дерево может лежать на дне реки не один десяток лет. Поэтому и шла такая смолистая сосна туда, где должна была она противостоять сырости: на постройки в болотистых местах, причалы и пристани, мосты, детали деревянных кораблей.

В столярном деле сильно смолистую сосну применяли редко. Окрашивается и протравляется она плохо. Станешь строгать или пилить — замучаешься, смола прилипает к металлу. Отлакированные и покрашенные краской изделия из такой сосны опасно ставить где-нибудь около печи или на солнце. Под действием тепла смола, находящаяся в смоляных мешочках, растопляется, а лаковое покрытие коробится и шелушится. Но если все же и приходится применять смолистую сосну в столярном деле, то перед отделкой ее обязательно обессмоливают специальными составами. Там, где к прочности изделия не предъявляются повышенные требования, применяли сухощепку. Она хорошо принимает протраву и окрашивается, легко режется и строгается.

В лесу технической спелости сосна достигает к 80—100 годам. В этом возрасте ее рубят для хозяйственных нужд. В корабельных рощах деревья имеют высоту до 40 м и около полуметра в диаметре. Окоренный цилиндрический ствол дерева — простейший и единственный конструктивный элемент в крестьянских постройках. Но русские плотники научились так хитроумно вязять бревна без единого гвоздя, что порой рубили не только избы и хозяйственные постройки, но и гигантские строения сложной формы.
Ель



В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц и растений. Добрый дух ели защищал человека от всяческих жизненных невзгод. Ель почитали как символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить могучий дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. У германцев обычай рядить елку переняли голландцы и англичане. Позже, когда было утрачено магическое значение обряда, елку продолжали рядить по традиции на Новый год.

Весной зацветает черемуха, и почти одновременно с ней зацветает ель. Звучит это как-то непривычно, но все же ель цветет. Конечно, не так эффектно, как черемуха, но все же нельзя сказать, что цветение ее малозаметно. На темно-зеленых ветвях, словно новогодние свечи, торчат лилово-красные завязи шишек. Женские шишки величиной с лесной орех, а мужские — с горошину. Не пройдет и двух недель, и женские шишки станут светло-зелеными, вначале вытянутся, а затем свесятся вниз, как миниатюрные гроздья винограда. А осенью на еловых ветвях будут покачиваться крупные шишки. В урожайные годы ель бывает густо усыпана шишками. «Много уродилось еловых шишек — к урожаю ярового, сосновых — ячменя», — приметили крестьяне.

Поднимите с земли созревшую шишку и рассмотрите внимательно. Чешуйки на ней расположены так, что каждая чешуйка перекрывает две нижние, в свою очередь ее перекрывают две верхние. Когда шишка висит на ветке, дождевая вода по ней, как по драночной, гонтовой или лемеховой крыше, стекает вниз. Невольно возникает предположение — не у шишки ли научились русские плотники покрывать лемехом главки церквей, а гонтом и дранью — крыши домов? Чешуйчатая кровля у шишки надежная, и спрятавшимся под каждой чешуйкой зернышкам не страшны даже проливные дожди. Перед дождем, при увлажнении воздуха, чешуйки прижимаются друг к другу еще плотнее, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, и созревшие семена на крылатых вращающихся парашютах медленно и осторожно опускаются вниз.

Некоторые охотники, грибники, лесорубы и прочие бывалые «лесные люди» даже утверждают, что еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Если шишка ощетинилась — будет сухо, а если прижала чешуйки — жди дождя.

Правильная коническая форма ели полностью зависит от верхней почки. Распускаясь каждый год, она дает побег, который точно по вертикали вытягивается вверх, образуя верхушку ствола и боковые почки, из которых лучеобразно на все четыре стороны вырастают затем боковые ветви — новая мутовка. И так из года в год, пока растет дерево, строится эта удивительная живая пирамида.

Чтобы иметь представление о еловой древесине, широко используемой в быту н промышленности, срежьте сухую ветку и внимательно рассмотрите все три разреза. Ель — спелодревесная порода. Древесина у ели желтовато-белая, иногда со слегка розоватым оттенком. На всех разрезах хорошо заметны годовые слои. Ранние, весенние, слои более светлые, пористые и широкие, поздние, летние, — темно-бурые, плотные и узкие. Сердцевинные лучи многочисленны, но настолько узки, что невооруженным глазом почти не заметны. Приглядитесь внимательно, и вы увидите на торце мелкие светлые точки. Ель — единственное в нашей стране дерево со спелой древесиной, имеющее смоляные ходы. На тангентальном и радиальном разрезах смоляные ходы видны в виде светлых черточек.

Древесина ели умеренно крепкая и мягкая, легкая и умеренно усыхающая. Она хорошо раскалывается в радиальном и тангентальном направлениях.

Еловую древесину часто путают с сосновой. На первый взгляд одна древесина мало чем отличается от другой, хотя они имеют различные физико-механические свойства. Как же отличить сосну от ели? Надо запомнить, что еловая древесина гораздо легче и мягче сосновой, на ней чаще встречаются мелкие заросшие сучки с характерным переливчатым блеском. И еще — древесина ели в большинстве случаев светлее сосновой.

Во многих областях России ель довольно широко применяли в строительстве. В первую очередь из еловых кряжей, вырытых из земли прямо с корнем (копаней), вырубали детали дощатой двускатной крыши, охлупки с коньками и курицы. Избу же рубили в основном из более прочных сосновых бревен. Но все же в иных местах избы возводили полностью из ели. Строители считали, что в такой избе дышится легко, и даже бытовала такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».

При строительстве морских и речных судов из корня с примыкавшей к нему частью ствола вырубали прочные и надежные шпангоуты. В быту же из копаней вытесывали заготовки для прялок-корневу-шек. Лопаски таких прялок богато орнаментировали трехгранно-выемчатой резьбой. Легкая и прочная древесина шла также на изготовление весел и лопат.

С незапамятных времен использовал человек извлекаемую из еловой древесины смолу — серку. Еловая серка — ценное сырье, применяемое в различных отраслях промышленности. После специальной обработки из нее получают заменитель импортного шеллака, идущего на производство граммофонных пластинок. Абиетиновая смола (винсол) — канифоль, добываемая из еловой серки, идет на приготовление нитролаков. В отличие от сосновой, еловая канифоль более теплостойкая и размягчается лишь при температуре 95°—100°С. Она хорошо растворяется в спирте, но имеет темный цвет и довольно слабый блеск. Отбеленная и очищенная с помощью активированного угля канифоль применяется даже для склеивания линз в точных оптических приборах. Оказывается, показатель преломления света у нее наиболее близок к показателю преломления стекла. Клей из серки применяется также в бумажной промышленности для проклеива-ния различных сортов бумаги.

Еловая древесина также широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, являясь ее основным сырьем. На переработку поступают очищенные от коры кряжи, а из коры извлекают дубильные вещества (танины) и смолу. У хороших хозяев не пропадет и хвоя, идущая на выработку хвойно-вита-минной муки.

Но если целлюлозу и бумагу можно вырабатывать из древесины других деревьев, то при изготовлении музыкальных инструментов ель заменить нечем. Незаменима она при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и многих других инструментов. Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет». В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода.

Но не всякая еловая древесина годна на музыкальные инструменты, нужна особая древесина — резонансная. Опытный специалист-бракер прямо на корню может отличить резонансную ель от обычной. Он знает, что резонансная ель растет чаще всего на северном склоне леса, где не очень печет солнце. Обращает он внимание и на землю, на которой растут ели. Земля под резонансной елью должна быть средней — не очень плодородной, но и не тощей. В таких довольно скромных условиях должна прожить резонансная ель примерно около ста лет. Да не кое-как прожить, а так, чтобы не погнула ствола и не сломала ветвей буря, не завелся под корой жук-короед, не появилась излишняя смолистость. Только после этого есть надежда, что будет петь еловая древесина в больших концертных залах.

Окончательно определить достоинство еловой древесины можно только в мастерской после распиловки, просушки и выдержки. Резонансная ель не должна иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные кольца должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными.

Французский исследователь XIX в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине. Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели.

«Музыкальные способности» ели проявляются порой совсем неожиданно. Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10—12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки, напоминающие звуки ксилофона. Кажется, что это звучит музыка, рожденная в душе кружевницы, и становится зримой в витиеватом плетении кружева. Несколько кружевниц — это уже целый «оркестр». И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны.
Лиственница



Хороша лиственница весной и летом, но вот в зимнюю пору, рядом со своими вечнозелеными родственниками — соснами и елями, одетыми в густую хвою, выглядит она невзрачно. В подмосковных и других лесах средней полосы, где лиственница встречается довольно редко и только в лесопосадках, горожане часто принимают зимнюю лиственницу за высохшую ель. Весной лиственница вместе с лиственными деревьями пробуждается от зимней спячки. И из каждой почки-узелка появляется на свет светло-зеленая кисточка из длинных и тонких хвоинок.

В погожие дни всегда светло и солнечно в лиственничном бору, ведь лиственница — светолюбивое дерево. Во всем остальном она неприхотлива и может расти на самой скудной почве, выдерживая крепчайшие морозы, которые не выдерживает даже металл. Поэтому ее можно встретить даже за Полярным кругом. В нашей стране лиственница — самая распространенная древесная порода, занимающая около 40% площади всех лесов. Из четырнадцати видов лиственниц наиболее распространены сибирская, европейская и даурская.

Сибирская лиственница — лесной долгожитель. Ученым приходилось встречать в тайге пни срубленных деревьев, у которых можно было насчитать до 900 годовых колец. И, быть может, еще росли бы теперь эти деревья-гиганты, жившие еще во времена Древней Руси, если бы минул их топор дровосека.

Могучее дерево, достигающее порой сорокапятиметровой высоты при диаметре около полутора метров, лиственница почиталась у многих народов как символ могущества, долголетия и вечно обновляющейся жизни.

Если вам придется быть в лиственничном лесу, приглядитесь внимательно к стволам старых лиственниц, и тогда, быть может, вам удастся найти ответ на старую русскую загадку: «Не сучок, не листок, а на дереве растет». Речь в загадке идет о грибе-трутовике. Лиственничный трутовик белого цвета с желтым оттенком, чаще всего его называют лиственничной губкой. В старые времена жители Северной Сибири эвенки использовали губку как обычное хозяйственное мыло для умывания и стирки белья. Из нее же приготавливали насыщенную красную краску для тканей. Не раз выручала губка охотников и путешественников. Заинтересовавшись моющими свойствами губки, после многочисленных экспериментов ученые получили из губки жидкое и кусковое мыло. Лиственничное мыло прекрасно намыливает и дает обильную пену, легко смывая грязь. Технология изготовления лиственничного мыла намного проще той, которая применяется при производстве обычного мыла.

Кора лиственницы — тоже ценное сырье. Таежные жители получали из нее красно-коричневую краску. Прочные текстильные красители вырабатывают из коры лиственницы также промышленным путем, одновременно извлекая из нее эфирные масла и дубильные вещества.

В Восточной Сибири бытовала когда-то такая детская прибаутка: «Солнышко, солнышко, выглянь в окошко! Твои детки плачут, серу колупают, нам не дают, черному медведю по ложке, нам ни крошки!» Сера — это водорастворимая лиственничная смола-живица, или камедь, выступающая из трещин дерева. Прозрачная, как янтарь, лиственничная смола — своеобразное таежное лакомство. Находясь в тайге, бывалые туристы и геологи любят жевать приятную на вкус, ароматную, а главное, полезную смолу. Заменяя зубную пасту и щетку, смола освежает полость рта, хорошо очищает зубы и укрепляет десны. Для промышленных целей камедь добывают подсочкой или из измельченной древесины. Она применяется для производства венецианского терпентина, используемого в текстильной промышленности и кондитерском деле. Входит она в состав чернил и акварельных красок.

Лиственница — ядровая порода. Древесина ядра темная с красно-бурым оттенком. Ядро окаймляет узкая светло-желтая заболонь. Граница между заболонью и ядром наиболее четко выражена на поперечном разрезе. На всех трех разрезах виден четкий рисунок годичных слоев. Граница между кольцами резкая. Каждый слой состоит из ранней и поздней древесины, что делает контрастным текстурный рисунок лиственницы. Ранний слой более рыхлый и светлый, поздний — буро-коричневый, а на торцовом разрезе кажется почти черным. Даже после шлифования ранние слои остаются слегка бархатистыми, а поздние приобретают интенсивный блеск.

Смоляные ходы у лиственницы намного мельче, чем у ели, сосны или кедра, и различить их даже через лупу очень трудно.

Древесина лиственницы со временем значительно усыхает, поэтому в дело пускают только хорошо просушенную древесину. Изделие из сырой древесины коробится и покрывается многочисленными трещинами.

Плотность и прочность древесины лиственницы на 30% выше сосновой. Она более стойка к сырости и поражению гнилостными грибками. Сибиряки любят говорить, что одна лиственница две-три сосны передюжит. Постройка из лиственницы может простоять два-три века. Но целиком дома из лиственницы рубили довольно редко. Очень трудно обрабатывать крепкое как камень дерево. Чаще всего из лиственничных бревен укладывали два-три нижних венца. Именно эта часть сруба быстрее загнивает и разрушается древесными грибками. Остальные же венцы рубили из сосны или ели.

О древесине лиственничного корня надо сказать особо. Ее прочность намного выше стволовой древесины, а свилеватый текстурный рисунок придает ей особую выразительность. Если для изготовления повседневной посуды крестьянские мастера старались применять древесину помягче, то для праздничной и ритуальной посуды брали прочную и твердую древесину.

Пролежав долгое время в воде, лиственница становится твердой, как камень. Топор и пила берут такую древесину с большим трудом, только успевай затачивать. Оттого и шла лиственница на такие сооружения, где дереву нужно было противостоять влаге, — на строительство мостов, плотин и причалов. В старину из лиственницы делали торцовые мостовые и ответственные детали деревянных кораблей. Позднее из лиственницы стали делать телеграфные столбы, антенны и шпалы.

В воде лиственница может находиться многие столетия. При засухе 1958 г., когда уровень в Дунае сильно упал, на суше оказались сваи — остатки моста, построенного из лиственницы еще в начале XI века. Древесина не только хорошо сохранилась, но и была тверда как камень.

История древоделия знает случаи, когда лиственничная древесина с успехом применялась для изготовления крупных музыкальных инструментов, отличающихся высокими акустическими данными и необыкновенной долговечностью. В начале XVII в. в польском городе Казимеж из лиственницы полностью был сделан орган. И лишь клавиатура была изготовлена из черного и палисандрового деревьев.
Кедр



Настоящий кедр — это мощное дерево с густой раскидистой кроной, напоминающей зонтик. Растет он на воле в Ливане и является его национальной гордостью. Недаром ливанский кедр изображен на государственном флаге этой страны. В нашей стране ливанский кедр выращивают в декоративных целях в парках Крыма и Кавказа.

Дерево, которое мы привычно называем кедром, — один из видов сосны. У нас в стране произрастает три вида кедровой сосны: сибирский кедр, корейский кедр и кедровый стланик (кедрач).

Сибирский кедр, мощное дерево с округленно-конической формой кроны, искусственно разводится во многих уголках нашей страны. Плодоносящие кедровые насаждения можно встретить под Москвой и в окрестностях других городов. Недалеко от Ярославля растет даже целая роща из трехсотлетних кедровых деревьев. Но в естественных условиях сибирский кедр растет только в Сибири, на Алтае и Урале, где имеет большое хозяйственное значение.

Живет сибирский кедр до 3—5 столетий. В возрасте 20—70 лет он начинает плодоносить. Шишки на кедре появляются периодически каждые 5—6 лет, иногда в течение двух с половиной веков. В урожайные годы в кедровниках появляются заготовители. Не дремлет и лесная живность: белки, бурундуки, кукши и кедровки. Если семена обыкновенной сосны распространяет ветер, то кедровой сосне на это надеяться не приходится — слишком тяжелы ее семена. Выручает кедр большая любительница его орешков кедровка, или ореховка, птица чуть-чуть поменьше галки. Длинным клювом кедровка ловко вылущивает из шишек орехи, часть съедает, а часть складывает под язычок в особый мешочек, довольно вместительный. В среднем он вмещает около 8—10 орехов — хорошую, увесистую горсть.

Подыскав надежное место среди мха, под кустом, под куском коры или под полусгнившей корягой, кедровка высыпает туда отборные орехи. И таких кладовок у хозяйственной птицы не одна. Осенью, с появлением первого снега, кедровка зорко следит за своим хозяйством. Зимой в сильные метели она поднимает свои запасы повыше, чтобы их совсем не занесло снегом. Но все же часть запасов остается глубоко под снегом. А про иные кладовки она забывает и вовсе. И тогда весной в местах бывших кладовок могут появиться молодые побеги кедра. И сколько таких посадок сделает кедровка за свою жизнь!

Ядра кедровых орешков содержат витамин В и около 50% масла. Кедровые орешки используют в пищевой и медицинской промышленности. Они идут на приготовление сливок, масла и молока, имеющих высокую калорийность. В Сибири орехи перерабатывают на специальных заводах. Столовое масло, имеющее прекрасный вкус, получают холодным прессованием, а техническое — при повторном, горячем. Оставшиеся после выработки масла жмыхи идут на изготовление халвы. Растирая очень тонко орехи с водой, получают кедровое молоко. Так же получают сливки, только количество воды в них минимальное.

В Сибири ведется подсочка кедра. По составу его живица близка сосновой и содержит около 19% скипидара. Из нее вырабатывают иммерсионное масло и бальзам. Каплю кедрового иммерсионного масла, обладающего высокой прозрачностью, вводят между объективом микроскопа и рассматриваемым в нем предметом. Масло усиливает яркость, четкость и расширяет пределы увеличения изображения. Бальзам находит применение в медицине и технике.

Из хвои на предприятиях химической промышленности извлекают витамин С и эфирные масла.

Кедр — ядровая порода. У древесины кедра широкая белая заболонь с желтоватым оттенком и розовато-охристое ядро. Граница между заболонью и ядром нерезкая. Ядро, постепенно высветляясь, переходит в заболонь.

Рисунок годичных слоев четкий, но не резкий. Это объясняется тем, что поздняя и ранняя древесины очень близки по тональности и плавно переходят одна в другую. У кедра меньше смоляных ходов, чем у сосны, но они значительно крупнее. Отшлифуйте торец кедрового бруска, смочите его водой. Вы увидите, что он словно обрызган мелкими каплями белой краски. Это смоляные ходы, хорошо видимые невооруженным глазом. Именно по ним кедр легко сразу отличить от древесины других хвойных пород. На тан-гентальном разрезе смоляные ходы видны в виде темных черточек золотисто-янтарного цвета.

Древесина кедра легкая, мягкая и мало усыхающая. Затачивая карандаш, вы чаще всего имеете дело с древесиной кедра и только иногда — можжевельника древовидного. Именно из древесины этих деревьев делают карандаши. Почему такое предпочтение этим деревьям? Во-первых, древесина у них прямослойная, имеющая мало сучков, значит, при заточке карандаша лезвие перочинного ножа не поведет в сторону. Во-вторых, древесина очень мягкая, но не ломкая, значит, не надо прилагать больших усилий, чтобы, затачивая карандаш, придать его рабочей части нужную форму. Отличить древесину кедра от древесины можжевельника можно по цвету и запаху. У древесины кедра желтовато-охристый цвет и запах, напоминающий запах кедровых орешков, а у можжевельника розоватая древесина с пряным перечным запахом.

Древесина кедра широко применялась жителями Сибири в быту. Плотники стелили в избах кедровые половицы, красивые и теплые. Смолистая древесина кедра отпугивает различных насекомых. Поэтому из нее исстари делали мебель: сундуки, гардеробы, шкафы и комоды. В мебели из кедра никогда не заводится моль, но если даже ящики шкафов или сундук были сделаны из другой древесины, то непременно в них клали кедровые шишки. Так же как и древесина, кедровые шишки отпугивают насекомых своим запахом.

В некоторых областях крестьяне считали, что древесина кедра убивает гнилостные микробы. По этой причине донышко и крышку берестяного туеска предпочитали делать из древесины кедра. В Западной Европе кедровая древесина шла на изготовление молочной посуды. Мастера утверждали, что молоко в такой посуде долго не прокисает и приобретает приятный вкус.
Можжевельник



Можжевельник часто называют северным кипарисом, и не только потому, что отдельные деревца похожи на южного островерхого гиганта, но еще и потому, что он состоит с ним в настоящем родстве — оба растения относятся к семейству кипарисовых.

По-разному величают можжевельник в народе. В одних краях его называют вереском, в других — яловцем, моржухой и бружжевельником. Ну а геологи называют это вечнозеленое растение рудознатцем. Ведь это можжевельник помог обнаружить новые месторождения угля в Подмосковном угольном бассейне. В поисках их геологи исходили из того, что большие заросли можжевельника обычно образуются вблизи угольных пластов. При этом дополнительную информацию о подземных кладовых дают форма ствола и кроны, цвет хвои и другие особенности растения.

Осенью, как только появятся на можжевельнике черные с синим налетом ягоды, вернее, шишкоя-годы, приходят в лес заготовители. Они сбивают ягоды палками на разостланные на траве холстины. На можжевеловых кустах одновременно можно встретить зеленые и черные ягоды. Дело в том, что ягоды можжевельника созревают только на второй год. Зеленые ягоды — это ягоды первого года, а черные зрелые — второго. Заготовке подлежат и те, и другие. Зеленые ягоды идут на изготовление прочной и светоустойчи-вой золотисто-желтой краски, а черные — коричневой и черной. Спелые черные ягоды также заготавливают для нужд медицины и кондитерского производства. Эфирным можжевеловым маслом музыкальных дел мастера смазывают после лакирования и полирования поверхности смычковых инструментов.

В глухую зимнюю пору ягоды можжевельника остаются такими же свежими, как осенью. В это время можно увидеть на можжевельнике щуров и свиристелей, больших любителей ароматных ягод, содержащих до 40% сахара.

Хвоя можжевельника содержит эфирные вещества и фитонциды, убивающие гнилостные микробы. Поэтому осенью перед засолкой грибов, огурцов и капусты крестьяне пропаривают кадки кипятком с можжевеловым веником. Он убивает в древесине микробы и насыщает ее крепким и приятным хвойным ароматом. В старину дымом можжевельника выкуривали из избы мух, комаров и других непрошеных гостей. Можжевеловая ветка заменяла инсектицидную шашку, с помощью которой у